С. К. Жегалова

Русская народная живопись

• Предисловие

• Возвращение Жар-птицы

• От автора

Часть первая
Народная живопись XVII—второй половины XVIII века

• Путешествие в прошлое

• Глава первая.
О лубяной коробейке

• Глава вторая.
Сундук сказок

• Глава третья.
На землях Марфы Борецкой

• Глава четвертая.
Живописцы с Выга и Онеги

Часть вторая
Народная живопись конца XVIII—XIX века

• Продолжение путешествия в прошлое.
Глава первая.
Художники из Пермогорья

• Глава вторая.
У потомков Марфы Борецкой

• Глава третья.
Росписи Мезени

• Глава четвертая.
Живописцы из городца и Костромы

• Глава пятая.
Золотая хохлома

• Что же мы узнали

• Словарь незнакомых слов, встречающихся в тексте

Предисловие

На данный момент в сеть выложено немало книг. Есть полезные, есть не очень. Но все-таки это правильно, что мы постепенно переводим в цифры накопленную нами информацию.

Я филолог по образованию и дизайнер по призванию. Однажды я поняла, что меня тянет узнать больше о народных узорах, о том, как украшал свой быт русский народ. К тому же мне показалось, что это может стать источником вдохновения и ослабит некоторую тягу к плагиату. В конце концов, не только японцы, индейцы и прочие придумали свои оригинальные техники и узоры. У нас тоже такое было, пока все это не запустили в массовое производство и не опошлили всю идею. А идей на самом деле очень много!

Однако, полазив по сети, я практически ничего не нашла, кроме нескольких страниц, скупо описывающих хохломскую роспись и отличные огромные фотографии русских народных вышивок. Вышивки меня вдохновили. Если б я была дизайнером модной одежды, то непременно создала бы коллекцию в древнерусском стиле. Впрочем, может быть мода на «народное» опять вернется.

Но все-таки не хватало мне чего-то. И я знала, чего. Знаний. Конкретных знаний, что, почему и как. Стала ходить по магазинам в поисках книжки «о русских орнаментах или о чем-то в этом роде». В ответ пожимали плечами.

Однажды мне повезло. Мне попалась в руки эта книга. Прочтя ее от корки до корки, изрядно повосхищавшись о том, как это красиво, и повздыхав о том, как постепенно уходило от людей чувство гармонии (вы можете это проследить, просмотрев всю книгу), я решила выложить ее в сеть, дабы еще кому-то помочь осознать, нравятся ли ему такого рода вещи, или продолжать считать, что русское народное творчество ничего не стоит.

Конечно, в книге есть один минус: она написана в эпоху социализма и некоторые абзацы про светлое будущее (в особенности в первых и последних главах) читать смешно. А кого-то, может быть, это раздражает. Но мне лично смешно.

Своим достижением считаю, что у меня хватило сил и времени проделать эту работу, и что мне удалось более менее синхронизировать рисунки и текст, поскольку в книге были часто расхождения (в смысле, текст на одной странице, а рисунок - через две). За все остальное благодарите автора, донесшего до нас удивительные вещи.

Юля Сырых.

Примечания:

1. О замеченных опечатках и недосмотрах пишите: info@dikovina.com.

2. Надеюсь, что оцифровка и передача в безвозмездное пользование всем интересующимся данной книги не ущемила ничьих прав. В противном случае пишите туда же: info@dikovina.com.