С. К. Жегалова

Русская народная живопись

• Предисловие

• Возвращение Жар-птицы

• От автора

Часть первая
Народная живопись XVII—второй половины XVIII века

• Путешествие в прошлое

• Глава первая.
О лубяной коробейке

• Глава вторая.
Сундук сказок

• Глава третья.
На землях Марфы Борецкой

• Глава четвертая.
Живописцы с Выга и Онеги

Часть вторая
Народная живопись конца XVIII—XIX века

• Продолжение путешествия в прошлое.
Глава первая.
Художники из Пермогорья

• Глава вторая.
У потомков Марфы Борецкой

• Глава третья.
Росписи Мезени

• Глава четвертая.
Живописцы из городца и Костромы

• Глава пятая.
Золотая хохлома

• Что же мы узнали

• Словарь незнакомых слов, встречающихся в тексте

От автора

Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими.
В. И. Ленин

Дорогой читатель!
Эта книга познакомит тебя с историей русской народной живописи. Но, прежде чем начать рассказ, нужно ответить на вопросы: что такое народное искусство? Каковы его особенности? Когда у человека впервые появилось понимание прекрасного?

Раскопки археологов говорят о том, что изобразительное искусство зародилось в глубокой древности. Уже в те времена, когда человек пользовался каменными орудиями, жил в пещерах и одевался в звериные шкуры, он украшал предметы орнаментом, лепил фигурки людей и животных, передавая тем самым свои представления о мире. К той же эпохе, отдаленной от нас тысячелетиями, относится и зарождение искусства живописи. Весь мир поразили открытые в свое время рисунки первобытного человека, найденные в глубинах темных труднодоступных пещер. Эти рисунки были выбиты примитивным каменным орудием в толще твердых скал при свете факелов или жировых светильников. Силуэтные изображения животных, сцены охоты были исполнены выразительно, реалистично, с тонко схваченными деталями. Выразительность этих рисунков настолько велика, что после открытия наскальной живописи наши современники долго отказывались верить в то, что первобытный человек так чувствовал форму, объем и колорит. Образцы наскального изобразительного искусства были найдены в пещерах Альтамиры в Испании, в Пиренеях во Франции, в горах Тассиля пустыни Сахары. В нашей стране подобные произведения первобытного искусства открыты в Карелии, в Средней Азии, на Урале и на Кавказе.

На протяжении многих веков искусство живописи продолжало развиваться и совершенствоваться, так как каждое новое поколение художников, перенимая его от отцов, оставляло лучшее, отбрасывало неудачное, добавляло что-то новое, свое. И поскольку результаты этого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям многих людей данного народа, это искусство мы и называем народным искусством. У каждого народа — свой исторический путь развития, отличный от путей развития других народов. Эти отличия в условиях жизни, в социальном строе нашли отражение и в искусстве, в его традиции. Что мы понимаем под словом «традиция»?

Итак, народное искусство — это искусство многих поколений безымянных художников из народа. Их мастерство, передаваясь от отцов к сыновьям, сохраняло те характерные черты, которые составляют его основу: особенности колорита, рисунок орнамента, композицию, сюжеты. Эта повторяемость основных элементов в искусстве и называется традицией. Очень хорошо в беседе с А. Б. Салтыковым сказал о традициях один из современных народных художников А. Е. Ершов: «Я вот работал, как отец мой работал, а отец мой работал, как дед работал. И вот эта самая ниточка традиций тянулась и дотянулась... до нас».

Однако нельзя понимать традицию как нечто неизменное, раз созданное и механически передававшееся из века в век. Нельзя думать, как подчеркнул тот же Ершов, «...что раз традиция существует, то она живет вечно, без перемен. Нет, я работаю, как отец работал, да не совсем так. И мой отец тоже работал, как дед, да не совсем, как дед. У нас у каждого свое есть, но ниточку-то мы держим». Эта вот ниточка традиций тянется из глубины веков до наших дней.

Материалом для творчества народного художника служило все, что его окружало: камень, глина, металл, кость, ткани. Наш далекий предок жил среди дремучих лесов и поэтому дерево считал самым ценным материалом. Оно всегда было под рукой, на все годилось, легко поддавалось обработке. Именно из дерева создавал русский человек все, что окружало его в повседневной жизни. Из дерева возводились княжеские хоромы, из него же строились скромные крестьянские жилища, из дерева делались предметы домашнего обихода, орудия труда и средства передвижения, из него же вырезались миска с ложкой и детская игрушка. Не удивительно, что на Руси достигли такого высокого искусства в обработке дерева.

При первом же знакомстве с миром деревянных вещей, будь то простые грабли или голова коня, венчающая кровлю избы, поражает удивительная продуманность, отработанность формы, выразительность силуэта. Наш предок-древоделец прекрасно разбирался в свойствах каждой породы дерева (а их только в древнем Новгороде использовали до 27), каждый раз выбирая именно ту, которая более всего подходила к данному изделию. Для сундуков брали прочный дуб, а для ложки и миски — мягкую липу; прялку с донцем вырезали из сосны с горизонтальным корневым ответвлением; из осины делали чешуйку для покрытия круглых главок церквей: от солнца, ветра и дождей дерево светлело и приобретало тот серебристый оттенок, мягкий блеск которого был прекраснее серебра.

Умело использовалась не только древесина, но и все части дерева: из луба гнули коробейки и решета, из березовой коры сшивали туески и сумки, а из лыка и корней плели лапти, кузовки, солонки и многое, многое другое. Даже связующим материалом служило дерево: молодые ветки черемухи, гибкие и эластичные, свивали жгутом, а когда такая «веревка» высыхала, разорвать ее было труднее, чем самый прочный канат. Любой самый обыкновенный предмет, вырезанный из дерева народным умельцем, становился произведением искусства: в плывущую птицу превращался ковш для питья, ажурной кружевной резьбой украшались стенки детской колыбели, а зимняя повозка расцветала от красочных узоров.

Удивительный мир откроется нам, когда мы познакомимся с предметами, когда-то служившими русскому человеку в его повседневном быту. Образы мифических птиц, легендарных животных, невиданных растений пройдут перед нами, рассказывая о далеком от нас мире сказки и правды. Сладкоголосая птица Сирин и крылатый грифон, рогатый конь и добродушный лев будут смотреть на нас со стенок расписных сундуков и коробеек, а мы постараемся понять, почему художнику так полюбились эти диковинные существа, почему он окружил их волшебными цветами и чудо-деревьями.

К сожалению, вещей от старинного быта русского человека до нас дошло не так много. А среди них предметов из дерева меньше всего. Ведь у дерева, при всех его достоинствах, есть существенный недостаток: оно быстро разрушается, легко горит. Кроме того, дерево стоило дешево, и деревянные изделия не берегли. То, что сохраняло время, что не сгорело при пожарах, уничтожали люди: зачем беречь старое, если так просто сделать новое? Поэтому из старинных деревянных предметов быта и орудий труда до нас дошло лишь то, что в прошлом веке привлекло внимание любителей народного искусства, а от них перешло в музеи.

Даже в лучших музейных коллекциях памятники XVI—XVII веков насчитываются единицами, XVIII века — мало, только XIX—XX века представлены относительно полно.

Для народного художника искусство не было самоцелью. Расписывая то, что его окружало в быту, он старался простой предмет сделать нарядным, внести праздничность в повседневность. Росписью украшали дома и ворота, столы и сундуки, орудия труда, посуду и многое другое. Вещи эти служили человеку, изнашивались, и если даже вещь сохранялась, роспись зачастую стиралась, разрушалась. Тем большую ценность имеют дошедшие до нас образцы этого искусства, составляющие гордость музейных коллекций нашей страны.

Таким образом, познакомиться с образцами русской народной живописи мы можем только на предметах, которые расписал когда-то неизвестный нам скромный художник. Изучая народное живописное искусство, мы как бы совершаем путешествие в далекое прошлое. И тут нас ожидает немало трудностей. Что это за вещь? Как она использовалась? Кому служила? Кто украшал ее? (Народный художник редко ставил свою подпись или указывал дату.) С каждой новой вещью будут множиться вопросы. Часть из них мы постараемся разрешить, а на некоторые ответит лишь будущий исследователь. Возможно, что и ты, наш юный читатель, окажешься в числе тех, кто заинтересуется изучением народного искусства.

Народное искусство разносторонне. Нельзя охватить в одной работе все его направления. Эта книга посвящена только одному виду изобразительного искусства — росписи по дереву. Материалом для нее послужила лучшая в стране коллекция памятников этого искусства, хранящаяся в Государственном ордена Ленина Историческом музее.